ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗЛАТОУСТ"
День рождения основателя Московского университета
Девятнадцатого ноября 2009 года исполнилось 298 лет со дня рождения великого русского учёного, поэта, историка, основателя Московского университета Михаила Васильевича Ломоносова.
Сын рыбака-помора, Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни …(1) на Севере, …(2) Денисовке, у Белого моря. У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему Ломоносову удалось достать …(3) по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее он называл «вратами своей учёности», он буквально …(4) наизусть и …(5) захотел продолжать учение. Тайком от отца пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев многочисленные препятствия, ...(6) в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе — «малых ребят» — над «болваном лет в двадцать», который «пришёл латине учиться», скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие …(7), невероятную настойчивость и …(8), он за один год проходит сразу три …(9).
В 1736 г. школьное начальство получило указ направить в университет при Петербургской академии наук «отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели». В эту …(10) попал и М.В. Ломоносов. В этом же году его …(11) из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные …(12), философию, …(13) языки. В 1741 г. он возвращается …(14) и начинает работать в Академии наук.
В 1745 г. М.В. Ломоносов становится ...(15) химии, академиком и ведёт научную и литературную деятельность. Ему принадлежит ряд выдающихся научных открытий в самых различных областях знания. Одновременно с работами в области точных наук, с занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского …(16), литературной теории и практики. М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об …(17) университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета, что для всех нас является, пожалуй, самой …(18) заслугой Ломоносова и причиной для бесконечной благодарности и глубокого почтения.
Граждане мира
1.
Гражданами мира называют людей, для которых их настоящее гражданство (паспорт той или иной страны) не имеет большого значения. Эти люди обычно живут или работают в разных частях нашей планеты, воспитывают детей и путешествуют, долгие годы не возвращаясь в родную страну.
Моник и Сохейль Моттахеди встретились мне в маленькой тихой стране Лаос. Сохейль — иранец, его жена Моник — француженка. Оба были гражданами Канады, в семье говорили по-французски. Бывало, что Сохейль жаловался на то, что их четверо детей неплохо понимают, но совсем не говорят на фарси — родном языке их отца. У Сохейля был небольшой бизнес: его фирма продавала крестьянским хозяйствам Лаоса технику и учила крестьян пользоваться ей. А Моник создавала картины. Именно создавала, а не писала, так как работы Моник — это коллажи. Коллаж изготавливается из маленьких кусочков цветной бумаги, нарезанной из журналов и обёрточной бумаги. Всё это наклеивается на большой картон так, что получается изображение, картина. Если смотреть на коллаж издалека, нельзя отличить его от картины, написанной кистью и красками.
Моник и Сохейль запоминались их друзьям тем, что часто спокойно и радостно улыбались, были готовы принять весь мир, понять всех людей. Когда мне потом бывало трудно в жизни, я вспоминала радостную, открытую улыбку Сохейля. Супруги и их дети исповедовали редкую религию — бехаизм. Бехаизм вырос на основе ислама в середине XIX века. Но сейчас последователи бехаизма живут во многих странах. Главное в этой религии — духовное единение человечества. Моник и Сохейль были настоящими людьми мира — открытыми для всех, интеллектуальными, мягкими и религиозными.
2.
Американец по паспорту Тед Энгельбрехт неохотно говорил о том, что его официальной родиной является США. Он женат на бельгийке Жанет. В семье они говорят сразу на двух языках. Они венчались дважды — по католическому и по протестантскому обряду. Дело в том, что, хотя они оба католики, Тед работает в христианской миссии лютеранской церкви. Своих детей они назвали Хлоя (древнееврейское имя), Ману (он родился в Индии) и Надя (Надежда по-русски). Тед никогда не был в России, но считает, что русские — духовные люди, для которых очень важна именно надежда. Однако у Энгельбрехтов не трое, а четверо детей. Маленького китайца Ян Тсина они взяли на воспитание, когда ему уже было 5 лет. Малыш неизлечимо болен, всю жизнь ему придётся учиться в специальных школах. Он не сможет работать в больших офисах с другими, «нормальными» людьми. Но все члены семьи его так любят и жалеют, что, кажется, Ян Тсину становится лучше. Тед преподаёт в разных странах английский язык врачам, а Жанет — французский. Они небогаты, но не страдают от этого. Их жизнь — служение своим детям и людям
вообще.
Языки попадают в «зону риска»
В словарях современного русского языка около 340 тыс. слов, французского — более 100 тыс., немецкого — более 185 тыс. В Оксфордском словаре (Oxford English Dictionary) содержится около 500 тыс. слов, примерно столько же технических и технологических терминов в словарь не вошли. Для сравнения: авторы Библии использовали более 20 тыс. слов, Уильям Шекспир — более 24 тыс.
В конце ХХ века в мире использовалось чуть более 6800 языков и диалектов. По прогнозу Summer Institute of Linguistics, почти 60 % из них находятся в «зоне риска» и могут исчезнуть в ближайшем будущем, если, конечно, не будут предприняты экстренные меры по их сохранению. По иным прогнозам, в ближайшие 100 лет могут исчезнуть до 90 % всех мировых языков. В безопасности могут чувствовать себя лишь 250 языков и наречий. Дело в том, что каждым языком из числа находящихся на грани вымирания постоянно пользуются менее 100 человек. Примерно на половине языков в мире говорят не более 2,5 тыс. человек. А для того чтобы язык жил и успешно развивался, необходимо, чтобы на нём говорило не менее 1 млн человек.
В наилучшем положении находятся 10 языков, на которых говорит наибольшее число людей (перечисляются в порядке убывания числа носителей языка): пекинский диалект китайского языка (874 млн человек), хинди (366 млн), английский (341 млн), испанский (по разным оценкам, 320–258 млн), бенгали (207 млн), португальский (176 млн), русский (167 млн), японский (125 млн), немецкий (100 млн), корейский (78 млн). Любопытно, что половина из этих языков — европейские, несмотря на то что Европа — родина всего 4 % мировых языков. Английский язык — родной для примерно 340 млн человек. Его используют как язык международного бизнеса и информационных технологий. Он стал вторым языком для примерно 350 млн человек.
Исчезновение языков не является проблемой исключительно третьего тысячелетия. По различным оценкам, только за последние 500 лет в результате войн, эпидемий, актов геноцида и ассимиляции исчезло от 4 до 9 тыс. языков. Впрочем, постепенно набирает силу и обратный процесс — возрождение умерших языков. Самым ярким примером успешного возрождения языка является иврит — священный язык иудаизма, использовавшийся лишь для религиозных церемоний и почти 2 тыс. лет считавшийся мёртвым языком (наряду с латынью и древнегреческим). Однако сейчас на иврите говорят примерно 5 млн человек.
А может быть, он всё ещё идёт домой?
Посмотрите, как много в Москве больших лохматых собак! Они везде: на улицах и на станциях метро, в парках и около магазинов. Чьи они? Они ничьи, и они сами находят себе пищу. Многие люди хотят иметь дома четвероногого друга — весёлого и смешного. И они покупают себе маленького котёнка или щенка. А потом, к сожалению, понимают, как трудно иногда держать животное в городской квартире. И тогда бедную собаку или кошку выбрасывают на улицу. Это, конечно, очень безответственно. Во многих странах Европы законы наказывают граждан за жестокое обращение с животными.
В моей семье дети давно просили котёнка. И однажды у нас появился маленький пушистый Тюой (chuoi по-вьетнамски значит «банан»). Как вы понимаете, у котика была шерсть цвета плода банана — желтовато-коричневого. Мы жили в городе Хошимине, крупном городе на юге Вьетнама. Наш маленький домик стоял в переулке рядом с другими такими же домами. По ночам Тюой гулял по крышам, а к утру возвращался домой. Кот прожил с нами два года. А потом настало время уезжать работать в столицу — Ханой. Всё было готово к отъезду: чемоданы сложены, книги упакованы. В ночь перед отъездом наш котик убежал. Как мы его звали! Но он так и не вернулся. Дети были очень расстроены: мы привязались к Тюйке (так мы его ласково называли). Они долго надеялись, что кот потерялся, но обязательно найдёт их в Ханое, на севере. Расстояние между двумя городами около 2000 км. Почти каждый день они говорили: «Это очень далеко… Может быть, кот ещё идёт домой». Малыши не понимали, что Банан не захотел никуда уезжать. Что с ним стало там, в большом перенаселённом городе Хошимине? Я и сейчас вспоминаю о нём.
1. Ещё с давних времен, с тех пор как люди обрели религиозное сознание, они старались отдать божеству самое ценное. Отказ от какой-то части богатства (денег, золота) и передача его в храм — характерная черта многих религий. Основная масса людей всегда жила небогато, иногда недоедая, не имея хорошего жилья и одежды. Но всегда люди возводили прекрасные храмы, украшали их золотом или драгоценными камнями. В Европе храмы были самыми красивыми из всех построенных зданий, их стены и потолки расписывали известные художники, лучшие композиторы писали церковную музыку.
2. В России купола покрывали тонкими листочками золота. Такое золото называли сусальным. Купола церквей как будто горели на солнце, были видны издалека. Поэт XX века Владимир Высоцкий писал так: «Купола в России кроют чистым золотом — / Чтобы чаще Господь замечал».
3. Мьянму называют иногда Золотой страной из-за её прекрасных, богатых буддийских храмов. Миллионы людей приходят в пагоды и покрывают купола и статуи Будды тоненькими листочками сусального золота. Удивительно то, что большинство этих людей вовсе не богаты. Но они сами, по велению сердца, приносят в храмы килограммы, тонны золота!
4. Одна из передач российского телевидения «В поисках приключений» недавно рассказала, как сложен процесс изготовления тончайших золотых листочков в Мьянме. Молодые рабочие (автором программы они были названы кузнецами) много часов бьют тяжёлыми молотками по маленькому кусочку золота. Подсчитано, что нужно сделать примерно 7200 ударов тяжёлым молотком, пока не будет получен листочек золота нужной толщины. В такой работе используются специальные «приборы». Это своего рода часы, сделанные из скорлупы кокосового ореха с маленьким отверстием. Эта ёмкость погружается в воду. Ударяя по золотому листочку, кузнец создает вибрацию воды. Вода постепенно заполняет ёмкость, и часы тонут. С помощью такого «прибора» кузнец считает количество ударов.
5. Выполняя эту тяжелейшую работу, кузнецы не выглядят несчастными. На их лицах видно лишь спокойствие, ясно, что они принимают эту жизнь, этот мир. Эта удивительная черта делает буддизм очень привлекательной религией даже для деловых, активных европейцев и американцев.
6. Совсем недавно в России вышла книга американского психолога Говарда Катлера «Искусство быть счастливым». Современный врач пересказывает беседы о счастье с далай-ламой, главой всех буддистов мира. Все люди хотят быть счастливыми. Далай-лама рассказывает, как это сделать.
А) «Золотая страна»
Б) «Восток и Запад: встреча в России»
В) «Работа не в тягость»
Г) «Золотые купола»
Д) «Бедные буддисты»
Е) «Самое лучшее — небу»
Ж) «Что куют молодые кузнецы?»
В Лондоне: сок, чай, овсянка, яичница, бекон, сосиски, грибы, помидоры и тосты со сливочным маслом и джемом.
В Берлине: сок, кофе, молоко и булочки с разнообразными начинками — от сливочного масла до колбасы.
В Париже: кофе, круассаны или булочки с шоколадом, изюмом, джемом или сливочным кремом.
В Мадриде: чуррос (лепёшка) и большая чашка горячего шоколада, в который макают чуррос.
В Риме: кофе с молоком и булочки с джемом.
В Праге: кефир, кофе, сливочное масло, ветчина, булочка.
В Варшаве: чай, кофе и бутерброды с ветчиной.
В Стокгольме: холодное молоко или кефир, кофе с молоком, сливочное масло, варенье и свежая булочка.
В Стамбуле: кусочек брынзы, маслины, колбаса, варёные яйца, сливочное масло, нарезанные помидор и огурец, свежий хлеб, а также мёд или варенье.
В Тель-Авиве: чай, кофе или какао, каши, овощи и фрукты. Правоверные иудеи не едят мясо некоторых животных и рыбу без чешуи и плавников.
Карманное метро
Календарики со схемой метро вечно мнутся у вас в кармане. В каждом вагоне метро есть настенная карта, но к ней не всегда проберёшься через толпу народа. Удобно иметь схему метро в мобильном телефоне. Обзавестись схемой можно разными способами. Простой и бесплатный вариант — загрузить её в телефон в виде картинки. Эту картинку можно получить, например, по адресу http://www.metro.ru/map. Если подключить ваш сотовый к Интернету и передать в него схему, вы легко сможете разглядывать её, приближать и отдалять. Но для этого нужно иметь встроенный просмотрщик графики.
КРУГЛЕНЬКАЯ СЛАВА
Карьера «по полочкам»: с кого брать пример?
Биографии людей, которые оставили в истории внушительный след. Кем они были в 20, 30, 40 и 50 лет?
20 лет | 30 лет | 40 лет | 50 лет | |
Владимир ПУТИН![]() |
студент юрфака Ленинградского университета | сотрудник Первого главного управления КГБ (внешняя разведка) | глава Комитета по внешним связям мэрии Санкт- Петербурга | президент России |
Владимир ЛЕНИН![]() |
без определённого рода занятий (исключён из Казанского университета) | эмигрант, издатель газеты «Искра» | эмигрант, глава партии большевиков | председатель Совета народных комиссаров |
Иосиф СТАЛИН![]() |
социал-демократ, пропагандист в рабочих кружках | революционер- нелегал | нарком по делам национальностей | генеральный секретарь ЦК партии |
Леонид БРЕЖНЕВ![]() |
студент Курского землеустроительно-мелиоративного техникума |
директор техникума | первый секретарь Запорожского обкома КП(б) Украины | секретарь ЦК КПСС |
Никита ХРУЩЁВ![]() |
донбасский шахтёр | мелкий партработник в Донбассе |
первый секретарь Московского горкома партии | председатель Совмина Украины |
Михаил ГОРБАЧЁВ![]() |
студент юрфака МГУ | первый секретарь Ставропольского крайкома ВЛКСМ | первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, член ЦК партии |
член политбюро ЦК КПСС |
Борис ЕЛЬЦИН![]() |
студент Уральского политеха | глава стройуправления треста «Южгорстрой» |
начальник отдела строительства Свердловского обкома | член ЦК КПСС |
Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ![]() |
курсант кавалерийского училища |
член парламента | военно-морской министр | министр финансов |
Франклин РУЗВЕЛЬТ![]() |
студент Гарварда | сенатор штата Нью-Йорк | юрист, предприниматель | президент США |
Маргарет ТЭТЧЕР![]() |
студентка Оксфорда | адвокат | глава Пенсионного комитета и Комитета по национальной безопасности парламента | глава Консервативной партии |
Шарль де ГОЛЛЬ![]() |
курсант военного училища |
майор польской армии и капитан французской |
кадровый военный |
генерал, командир танковой дивизии |
МАО ЦЗЭДУН![]() |
студент педучилища | член ЦК компартии Китая | член ЦК компартии Китая | глава компартии |
КИМ ИР СЕН![]() |
партизан | слушатель курсов при Хабаровском пехотном училище |
глава КНДР | глава КНДР |
В кресло британского премьера Уинстон Черчилль сел лишь в 66 лет, Маргарет Тэтчер — в 54 года, Шарль де Голль занял высший государственный пост в 68. Никите Хрущёву, когда он возглавил СССР, было 59, Леониду Брежневу — 58, Юрию Андропову — 68, Константину Черненко — 73, Михаилу Горбачёву — 54. Борис Ельцин получил президентство в 60. Ну а Владимир Путин — в неполные 48 лет. И в этом он стоит ближе к Ленину и Сталину…
Кого винить?
Многие родители и учителя в разных странах мира жалуются, что дети ведут себя гораздо хуже, чем раньше. …(1). Средства массовой информации пишут, что насилие и агрессия приходят к детям с экранов телевизоров. И действительно, каждый вечер по телевидению показывают фильм (а бывает, что и несколько фильмов), в которых «плохие» убивают «хороших». …(2). Персонажи просто десятками убивают и «своих», и «чужих», мучают женщин и детей, похищают девушек или пытаются уничтожить целые города и страны. …(3). Тем более что большинство персонажей — настоящие герои: красивые, сильные люди, не знающие страха. …(4). Насколько правилен этот вывод?
Пример острова Св. Елены говорит о многом. Этот остров расположен в Атлантическом океане, к востоку от Бразилии и к западу от Африки, он принадлежит Великобритании. Население острова едва превышает 5 тыс. человек. …(5). Гористая местность, тропическая растительность, температура от +15 °С зимой до +32 °С летом, тёплое море — таков этот рай на земле. …(6).
В 1995 году на Св. Елене появилось телевидение. Прошло уже достаточно времени, чтобы понять, как оно повлияло на поведение молодых людей. Целая команда психологов занимается этой проблемой. …(7). Как вы думаете, что показали исследования психологов?
А) Немногим более 400 человек живут в единственном городе острова — Джеймстауне.
Б) Всё больше детей не слушаются родителей, мало уважают учителей в школе.
В) Более того, «хорошие» тоже много убивают.
Г) В такой спокойной, тёплой атмосфере дети острова росли доброжелательными и послушными.
Д) Дурной пример заразителен.
Е) Следовательно, если не смотреть телевизор, насилия в обществе должно стать меньше?
Ж) Их работа ещё не закончена, но уже можно сделать некоторые важные выводы.
3) Остров известен тем, что там в 1815 году умер сосланный туда Наполеон.
Б. Окуджава
Дежурный по апрелю
Ах, какие удивительные ночи!
Только мама моя в грусти и тревоге:
— Что же ты гуляешь, мой сыночек,
одинокий,
одинокий? —
Из конца в конец апреля путь держу я.
Стали звёзды и круглее, и добрее…
— Мама, мама, это я дежурю,
я — дежурный
по апрелю!
— Мой сыночек, вспоминаю всё, что было,
стали грустными глаза твои, сыночек…
Может быть, она тебя забыла,
знать не хочет?
Знать не хочет? —
Из конца в конец апреля путь держу я.
Стали звёзды и круглее, и добрее…
— Что ты, мама! Просто я дежурю,
я — дежурный
по апрелю…
Звезда по имени Любовь
Любовь Орлова была не похожа на простых советских тружениц, в ролях которых она прославилась. Она светилась голливудским блеском — блеском благополучия и ухоженности. Она была кукольно красива и хрупка. С её ростом 158 см любой чувствовал себя рядом с ней настоящим мужчиной. Число её поклонников и поклонниц не поддавалось исчислению.
1. … .
С детства Любу окружали красивые вещи, любовь к которым она пронесла через всю жизнь. Детство её было таким же беззаботным, как и у большинства девочек из благополучных семей.
2. … .
Семилетнюю Любочку даже видел в домашнем спектакле самый известный певец того времени Ф.И. Шаляпин, который сказал, что она будет знаменитой актрисой. Спустя 10 лет она поступила в Московскую консерваторию по классу рояля, проучилась там три года, затем перешла на хореографическое отделение Московского театрального техникума.
3. … .
Безусловно, у девочки были все данные для этого: роскошный голос, красивая внешность, прекрасные манеры…
Юность актрисы пришлась на революцию. Орлова не любила вспоминать об этом времени. До поступления в консерваторию она жила в деревянном доме в подмосковном городе Воскресенске.
4. … .
Любочка боялась, что после такого тяжёлого труда она никогда не сможет профессионально играть на фортепиано. Сильный характер и многочасовые упражнения на фортепиано позволили Орловой осуществить мечту и поступить в консерваторию.
Итак, Орлова играла на фортепиано, танцевала и пела, хотела стать актрисой, поэтому начала работать в хоре Московского художественного театра. Постепенно она добилась там успеха и в 1932 г. получила главную роль в одном музыкальном спектакле. Молодой, только что вернувшийся из Америки кинорежиссёр Григорий Александров заметил актрису, немного похожую на его любимую Марлен Дитрих — одну из самых известных артисток 30–40-х гг. прошлого века. Первый успех в кино пришёл к Любови Орловой, после того как она снялась в фильме Г. Александрова «Весёлые ребята» (1934 г.).
5. … .
Но известный русский писатель М. Горький порекомендовал фильм Сталину. Советский вождь, посмотрев картину, вытер слёзы и произнёс: «Посмотрел, точно в отпуске побывал». Тут же картине дали широкую дорогу. Так началась слава Л. Орловой.
А) Орлова всё не могла забыть свою детскую мечту — стать профессиональной актрисой.
Б) Девочка ездила с «маман» и «папа» на Масленые гуляния, в воскресенье посещала церковь, свободно владела тремя иностранными языками, училась верховой езде и игре на фортепиано. Родители надеялись, что она станет известной пианисткой. Сама Любочка мечтала о том, что станет актрисой.
В) Сначала комедию запретили как «хулиганскую» и «контрреволюционную».
Г) В 1926 г. она приняла предложение стать его женой и молодые люди поселились в квартире Андрея в центре Москвы.
Д) Каждую минуту в её квартире раздавались звонки в дверь и по телефону. Поклонники просили автограф. Однажды на Театральной площади они даже подняли на руки автомобиль, в котором сидела Орлова, не давая ей ехать.
Е) Чтобы прокормить семью, ей приходилось доить корову и отвозить молоко в Москву. От работы её руки сильно огрубели и постарели.
То: ClareCope@yahoo.com
From: Katemax@online.ru
Re: учёба
Дорогая Клэр!
Пишу по-русски, как ты просила. Просто не верится, что иностранка так здорово знает русский язык. Молодец! Мой английский гораздо хуже, чем твой русский. Ты просила написать тебе о том, как я учусь в университете. С тех пор как я стала студенткой, моя жизнь, конечно же, изменилась. Почти целый семестр прошёл, а я ещё говорю, что «хожу в школу», хотя надо бы говорить «хожу в университет».
С одной стороны, стало легче и интереснее. Не нужно заниматься предметами, которые потом не будут нужны. Но, с другой стороны, появилось много предметов, о которых я раньше даже не подозревала. И сейчас всё не так, как в школе: учитель не объясняет урок, а только читает лекцию. Успел записать — хорошо. А если не успел или не понял, о чём говорит лектор? Есть учебники, но в них не всё так, как в лекции. Второкурсники говорят, что самое трудное — если экзамен принимает другой преподаватель. Очень боюсь сессии, вдруг завалю («завалить» значит «не сдать»). Ты ведь знаешь, что в наших университетах одни студенты сами платят за обучение, а другие учатся за счёт государства и получают стипендию. Жизнь в нашей стране сейчас очень дорогая. Стипендия маленькая, но это лучше, чем ничего. Родители, конечно, всё время дают деньги на обед, на «карманные расходы». Но хочется, чтобы были «свои» деньги.
Учебный день у нас на факультете начинается в девять. Я опаздываю очень редко: привычка вставать рано, ведь уроки в школе начинались в 8:30. Но половина ребят из моей группы появляются только ко второй паре, к половине одиннадцатого. А у вас в университете можно так делать? Мне кажется, это неправильно. Или я старомодная? Напиши, что думаешь.
В середине учебного дня есть почти часовой перерыв на обед. Я редко обедаю в кафе: всё-таки очень дорого, но вот наши мальчики едят обязательно. Вообще, они всегда хотят есть! Уже на первой перемене бегут в буфет за кофе с пирожком (30 + 20 рублей)… Недёшево, правда? Родителям приходится очень много работать, чтобы дети могли учиться.
Говорят, студенты старших курсов находят работу, чтобы как-то помочь себе и семье. Не знаю, смогу ли я работать и учиться одновременно… Сейчас мне всё интересно, даже ужасный предмет «КСЕ» («Концепции современного естествознания»). У вас это называется Science (а у нас в школе в начальных классах было что-то похожее — природоведение). КСЕ включает основы физики, химии и биологии. Ничего не понимаю! Как в школе я получала пятёрки по всем этим предметам? Может быть, я всё забыла, пока готовилась к экзаменам в университет по истории, русскому, литературе и английскому?
Правда, что вы не сдаёте вступительные экзамены? Правда, что Тэтчер училась в твоём университете?
Я очень много занимаюсь. Прихожу домой где-нибудь в половине шестого, поем что-нибудь и сажусь за стол. Ложусь поздно, около 12. Ну, конечно, иногда смотрю видео или TV-программы. А ты? Напиши, пожалуйста, как учёба, что нового.
До связи. Жду ответа.
Катя
Уже давно люди мечтали о таком средстве связи, которое может передавать сигналы на большие расстояния. Когда было открыто электричество, стало возможным передавать по проводам условные знаки (телеграф) и живую человеческую речь (телефон). Но телеграф и телефон не удовлетворяли многим требованиям человека, например, их нельзя было использовать на море, в воздухе и т. д.
В конце ХIХ века учёные стали думать над вопросом: нельзя ли использовать электрические явления для связи без проводов? Великий русский учёный Александр Степанович Попов использовал для связи без проводов быстрые электрические колебания, или электромагнитные волны, распространяющиеся в пространстве со скоростью света (около 300 000 км в секунду).
Существование электромагнитных волн предсказал английский учёный Фарадей, учёный Максвелл разработал теорию электромагнитного поля, а немецкий физик Герц доказал их существование с помощью опытов. В науке тогда утверждали, что электричество может передаваться только по проводам, но А.С. Попов был не согласен с этим мнением. Он изобрёл беспроволочный телеграф и телефон и основал новую отрасль техники, которую в наши дни называют коротким словом «радио» (от латинского слова «радио» — «излучаю»).
7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества учёный впервые продемонстрировал своё изобретение. И спустя многие годы, в ХХ веке, этот день стал отмечаться в России как национальный праздник — День радио.
В январе 1900 года Попов построил на острове Готланд в Балтийском море первую в мире радиостанцию. Первое практическое применение радиосвязи спасло жизнь двадцати семи рыбакам с корабля, разбившегося около острова. Это произвело огромное впечатление. Началось применение радиосвязи на морских кораблях.Теперь мы не представляем своей жизни без радио. Миллионы людей в мире ежедневно пользуются радио — этим величайшим средством современной культуры.
Лауреаты Нобелевской премии по физике:
1958 г. — И.Е. Тамм, П.А. Черенков, И.М. Франк, премия за открытие и истолкование эффекта Черенкова.
1962 г. — Л.Д. Ландау, премия за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия.
1964 г. — Н.Г. Басов, А.М. Прохоров, премия за фундаментальные работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей на основе принципа мазера-лазера.
1978 г. — П.Л. Капица, премия за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.
2000 г. — Ж.И. Алфёров, премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.
2003 г. — А.А. Абрикосов, В.Л. Гинзбург, премия за пионерский вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.
Лауреаты Нобелевской премии по химии:
1956 г. — Н.Н. Семёнов, премия за исследования в области механизма химических реакций.
Лауреаты Нобелевской премии по физиологии и медицине:
1904 г. — И.П. Павлов, премия за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса.
1908 г. — И.И. Мечников, премия за труды по иммунитету.
Лауреаты Нобелевской премии по экономике:
1975 г. — Л.В. Канторович, премия за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.
Лауреаты Нобелевской премии по литературе:
1933 г. — И.А. Бунин, премия за художественное мастерство, благодаря которому он продолжил традиции русской классики в лирической прозе.
1958 г. — Б.Л. Пастернак, премия за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы.
1965 г. — М.А. Шолохов, премия за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время.
1970 г. — А.И. Солженицын, премия за нравственную силу в развитии лучших традиций русской литературы.
1987 г. — И.А. Бродский, премия за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью.
Лауреаты Нобелевской премии мира:
1975 г. — А.Д. Сахаров, премия за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и за мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства.
1990 г. — М.С. Горбачёв, премия за ведущую роль в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества.
А) Здесь нельзя сесть на троллейбус.
Б) Здесь продается еда.
В) Здесь можно оплатить мобильную связь.
Г) Водитель продаст вам билет.
Д) Обращайтесь в другое место.
Е) Нужна фотография уже сегодня? Это здесь.
Ж) Здесь можно снять деньги со счёта.
З) Проблемы с ботинками? Вам сюда.
1. Доброта считается одной из главных черт русского характера.
2. При выполнении задания по чтению не нужно искать в словаре все незнакомые слова.
3. Зимой в нашем городе по-прежнему бывают морозы, хотя климат становится теплее.
4. В России жанр фэнтези становится всё более популярным.
5. Ваш опыт чтения зависит от того, как долго вы изучаете иностранный язык.
6. Чтобы приобрести лекарственное средство, обращайтесь по следующему адресу.
7. Говорят, что грамматика русского языка не такая сложная, как грамматика венгерского.
8. Будет лучше, если вы оформите документы как можно быстрее.
9. Я надеюсь, ты сможешь снять квартиру.
10. Пушкин написал роман в стихах «Евгений Онегин» довольно быстро.