ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗЛАТОУСТ"
Каждый год 25 января жители России отмечают два праздника. «Как? — удивитесь вы, — ведь в этот день все люди работают». Да, конечно, вы правы: это рабочий день, но настроение у всех праздничное.
Почему? Какие же это праздники?
В этот день празднуют именины все женщины, которых зовут Татьяна. Этот праздник называется Татьянин день, потому что у православных христиан 25 января — день святой Татианы. В этот день всех именинниц: девочек, девушек и женщин, которых зовут Татьяна, — обязательно поздравляют с днём ангела, дарят им цветы и маленькие подарки, а вечером в семье, где есть Татьяна, обычно собирают гостей, готовят вкусную еду, пьют вино и празднуют именины.
А ещё 25 января — праздник студентов. Почему? Потому что 25 января 1755 года русская императрица Елизавета Петровна (дочь царя Петра I) подписала указ (закон) об учреждении (открытии) в Москве первого русского университета. Поэтому 25 января считается днём рождения Московского государственного университета (МГУ), а святая Татиана — его покровительницей.
— Каким был первый русский университет, где он находился, кто был его основателем?
Основателем первого русского университета был Михаил Васильевич Ломоносов, известный русский учёный, поэт, писатель. В XVIII веке университет находился в Москве, на Красной площади, там, где сейчас стоит здание Исторического музея.
Первый русский университет был создан по проекту великого русского учёного Ломоносова, и он очень отличался от европейских университетов. «Чем?» — спросите вы.
Во-первых, в университете не было богословского (теологического) факультета, как в других университетах, а было только три факультета: философский, медицинский и юридический. Все студенты, которые поступали в университет, первые два года должны были учиться на философском факультете, изучать общие предметы: философию, математику, физику, географию, механику, филологию. После философского факультета студенты могли выбрать или медицинский факультет (там серьёзно изучали биологию и химию), или юридический.
Вторая особенность русского университета была в том, что там преподавали на двух языках: русском и латинском. Во многих университетах Европы преподавали только на латинском языке. И ещё один интересный факт. М.В. Ломоносов считал, что в университете должны учиться способные и талантливые люди, а их социальное положение не имеет значения. Крестьяне они или дворяне, бедные или богатые — это неважно.
М.В. Ломоносов хотел открыть университет именно в Москве, а не в Санкт-Петербурге. Он считал, что нужно, чтобы университет находился подальше от царского двора и от влияния Академии наук, которая в то время была очень консервативной и в которой было много учёных-иностранцев.
Вот таким был первый русский университет, названный в честь его основателя Михаила Васильевича Ломоносова. А теперь поговорим о студенческом празднике, который проходит 25 января. Раньше, в XIX веке, в этот день утром в университете проходила торжественная церемония, на которую приезжали высшие власти Москвы. После официальной части студенты выходили на улицу, пели студенческий гимн «Gaudeamus Igitur», шли к Тверскому бульвару, где находился ресторан «Эрмитаж». Хозяин ресторана (в 70-ые годы XIX века хозяином был француз Оливье, автор популярного с тех пор в Москве и в России салата, который так и называется — «оливье») отдавал свой ресторан на весь день студентам для празднования. Он убирал из зала дорогую мебель, ставил простые деревянные столы и стулья. 25 января в ресторане готовили только холодные блюда, а в буфете были водка, пиво и дешёвое вино. В этот день вместе со студентами веселились и их любимые преподаватели и профессора. Студенты приглашали также на свой праздник известных и уважаемых писателей, музыкантов, художников, адвокатов. На московских улицах было шумно и весело. Студенты пели и танцевали, а полиция не имела права их наказывать.
Так было раньше, но и сейчас некоторые традиции сохранились. До сих пор в этот день официальная церемония празднования проходит в главном здании Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) на Воробьёвых горах, на которую приезжает мэр Москвы. В этот день, как и раньше, на Моховой улице в центре Москвы проходит служба в церкви Святой Татианы, расположенной в старом университетском здании. Вечером для студенческой молодёжи на концертах выступают самые известные артисты. Всю ночь студенты танцуют на дискотеках, пьют шампанское, поют песни. Так же как и раньше, на улицах много полиции, но она не наказывает студентов.
Во время спортивных соревнований зрители всегда поддерживают спортсменов. Так, ещё во времена Олимпийских игр в Древней Греции зрители активно поддерживали бегунов. В 60-е годы XIX века это стало модным в студенческой среде, особенно среди молодёжи Великобритании, а позднее и в Соединённых Штатах Америки. Там в 1865 году в Принстонском университете был организован первый клуб групп поддержки спортсменов. Но годом рождения черлидинга считается 1898 год. Тогда во время футбольного матча шесть студентов американского университета стояли лицом к зрителям и во время игры кричали специальные кричалки, в которых приглашали всех зрителей активно поддерживать игроков своих любимых команд. Один из профессоров этого университета позднее сказал, что крики нескольких сотен студентов в поддержку своей любимой команды создают положительную энергию и это помогает команде одержать победу, выиграть соревнование. Однако необходимо было руководить такой группой молодёжи и создавать разнообразные кричалки. Так в Соединённых Штатах Америки появился новый вид спорта — черлидинг.
Слово «черлидинг» произошло от английского слова cheerleading: cheer — одобрительное, призывное восклицание и lead — вести, управлять. Черлидинг — это поддержка спортивных команд во время соревнований группой специально подготовленных людей. Чаще всего этим видом спорта занимаются девушки. Во время игры они должны не только кричать, но и прыгать, танцевать, делать различные гимнастические и акробатические упражнения. Черлидинг в основном распространён в таких игровых видах спорта, как американский футбол, баскетбол, хоккей, лёгкая атлетика и плавание. Черлидеры выступают как во время соревнований, так и в перерывах между периодами игр.
Первым черлидером стал студент первого курса медицинского факультета Джон Кэмпбелл, который во время матча неожиданно подпрыгнул перед болельщиками. После этого черлидеры стали поддерживать свои команды не только словами, но и движениями.
В настоящее время черлидинг приобретает всё большую популярность и организованность, появляются определённые традиции. Черлидеры не только принимают участие в соревнованиях, встречают и провожают своих любимых спортсменов, но и участвуют в различных спортивных шоу, например в церемонии открытия Олимпийских игр.
Черлидеры часто используют барабаны, которые помогают создать необходимый шумовой эффект, а также ленты и специальные бумажные или пластиковые украшения, которые девушки надевают на руки. Сложнее и разнообразнее становится спортивная техника черлидинга, группы поддержки показывают зрителям большие программы с гимнастическими и акробатическими элементами.
Черлидинг становится очень престижным занятием. Некоторые коллективы и отдельные черлидеры популярны так же, как звёзды большого спорта. Получить место в команде черлидеров с каждым годом становится всё труднее. Во многих университетах выплачиваются специальные черлидерские стипендии.
Интересно, что ещё до Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) в Советском Союзе (СССР) существовали группы спортсменов, которые показывали акробатические номера и маршировали с кричалками на спортивных парадах и в театрализованных представлениях.
Первые черлидерские группы в России появились в конце 1990-х годов. В 2008 году черлидинг стал официальным видом спорта и в России, а через год была зарегистрирована Федерация черлидинга России. Наши спортсмены-черлидеры довольно быстро заняли лидирующие позиции в мире. В 2011 году сборная команда России по черлидингу стала чемпионом мира.
Сейчас этим видом спорта занимаются во многих школах России. Ребята с удовольствием ходят на тренировки, потому что черлидинг даёт им возможность заниматься не только спортом, но и танцами и помогает им всесторонне развиваться.
Сегодня черлидинг — это направление спортивной и развлекательной индустрии, которая развивается очень быстро. Черлидинг стал самостоятельным международным видом спорта в таких странах, как Япония, Великобритания, Австралия, Канада и Мексика.
Через несколько десятилетий после гибели в 1941 году талантливой русской поэтессы Марины Цветаевой наш современник, поэт Евгений Евтушенко, определил её роль в русской поэзии: «Марина Ивановна Цветаева — выдающийся профессионал». Но так сказал поэт, знающий, уважающий, ценящий законы поэзии, а мы, читатели, говорим совсем другие слова: «Марина Ивановна Цветаева — гордость русской поэзии, уникальный поэт, открывший удивительный мир человеческой души, живущей в ожидании любви».
Она родилась в 1892 году в Москве, в семье ученого-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, который основал Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Её мать Мария Александровна Мейн была талантливым музыкантом. У Марины и её сестры Аси было счастливое детство, которое закончилось, когда заболела их мать.
Врачи рекомендовали больной жить и лечиться в мягком и тёплом климате за границей, поэтому у семьи Цветаевых началась беспокойная жизнь. Они жили в Италии, Швейцарии, Германии, где девочки учились в разных частных школах-пансионах. 1905 год они провели в Крыму, в Ялте, а летом 1906 года мать умерла в их доме в Тарусе под Москвой. В 14 лет Марина осталась без матери и очень страдала.
Осенью 1906 года она начала учиться в интернате при Московской частной гимназии. В России в то время были популярны демократические и революционные идеи. И конечно же, она увлеклась революционной романтикой. Героями её стихов стали Наполеон, русские генералы Отечественной войны 1812 года, герои романтических произведений европейской литературы.
В семнадцатилетнем возрасте Цветаева пишет, обращаясь к Богу: «Ты дал мне детство лучше сказки. // И дай мне смерть в семнадцать лет!» Тема одиночества и смерти постоянно звучит в её ранних стихах, но не в первых, которые она начала писать с пяти-шести лет, в годы своего счастливого детства.
По стихам Марины Цветаевой можно понять её чувства и настроения в тот или иной период жизни, её интересы и увлечения.
С раннего детства Марина прекрасно знала немецкий и французский языки и писала стихи на русском, французском и немецком языках. Она читала очень много: книги по истории, искусству и научные статьи по истории и филологии.
Первая книга стихов М. Цветаевой «Вечерний альбом» вышла в 1910 году. Её стихи понравились таким известным русским поэтам, как В. Брюсов и М. Волошин. Особенно высоко оценил их поэт Марк Волошин, с которым Марина подружилась несмотря на большую разницу в возрасте. Они дружили всю жизнь.
В 1911 году молодая поэтесса ушла из гимназии и поехала в Крым, в городок Коктебель, где жил поэт Марк Волошин. Его дом всегда был открыт для писателей, поэтов, художников и музыкантов.
Там она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Его родители, которые были революционерами, умерли, и Сергей вырос сиротой. Он был романтичным и доверчивым человеком. Таким он остался до конца жизни. У них начался роман, и в 1912 году Марина Цветаева вышла за Сергея Эфрона замуж. Первые несколько лет замужества были для неё счастливыми: молодые люди очень любили друг друга, у них были общие интересы и увлечения. В эти годы у них родились две дочери — Ариадна и Ирина. В то время Марина написала много стихотворений о любви и счастье, которые успешно издавались. К 1916 году Цветаева была уже известным поэтом.
Шла Первая мировая война. Сергей Эфрон ушёл на фронт, и молодая женщина осталась одна с дочерьми. В этот период, особенно после революции 1917 года, семья жила очень бедно: они голодали, девочки часто
болели, и вскоре её младшая дочь умерла.
В 1922 году М. Цветаева уехала жить за границу, где в это время жил и учился в университете Сергей Эфрон, её муж. Начался самый трудный период жизни поэта. Несколько лет семья жила в Германии, Чехии и во Франции. В эмиграции Марина Цветаева очень скучала по родине, много писала о России и не могла решить самый важный для неё вопрос: возвращаться ли ей на родину или нет?
И всё же 12 июня 1939 года она приехала из Франции, где жила последние несколько лет, в Москву, где у неё началась очень трудная и одинокая жизнь. Это было время политических репрессий в СССР. В августе 1939 года арестовали дочь поэта, а в октябре того же года — и мужа. Стихи М. Цветаевой перестали печатать, поэтому ей пришлось зарабатывать деньги на жизнь только переводами.
В 1941 году, в первые месяцы Великой Отечественной войны, М. Цветаева выехала вместе с другими поэтами и писателями из Москвы на Урал. И там она, великий поэт, работала посудомойкой в писательской столовой, чтобы не умереть от голода.
Марина Цветаева не смогла больше жить в одиночестве и нищете, и 31 августа 1941 года она покончила с собой. Так трагически закончилась жизнь великого русского поэта Марины Цветаевой.
Масленица — традиционный русский праздник, во время которого взрослые и дети символически прощаются с зимой и встречают весну. Люди в России всегда очень ждали весну и радовались солнцу, теплой погоде после холодной и долгой зимы. Кроме того, приход весны означал начало сельскохозяйственных работ в деревне. К этому празднику все с удовольствием готовились: хозяйки убирали во дворе и в доме, готовили не только ежедневную деревенскую еду — щи и кашу, но и праздничные блюда.
По старому русскому обычаю каждая семья праздновала Масленицу всей семьёй. В эти дни женщины готовили блины. Гости и хозяева ели блины с икрой, со сметаной, с маслом, с яйцами, творогом, сыром. Почему именно блины? Потому что блин — круглый, он похож на солнце, а все ждали весну, тепло и, конечно, солнце.
В этот праздник взрослые и дети катались на лошадях и с ледяных гор, которые специально делали к Масленице. На улицах и площадях строили качели, клоуны веселили народ, а люди танцевали и пели.
В старой Москве Масленицу праздновали в центре города, так как там были большие ворота, которые назывались «красные», то есть красивые. На этом месте в Москве сейчас находится станция метро, которая называется «Красные ворота». Говорят, что царь Пётр I здесь сам открывал масленичное гуляние и качался с москвичами на качелях. Праздник продолжался целую неделю, семь дней.
Интересно, что каждый день масленичной недели имеет своё название. Понедельник — встреча: пора встречать гостей. На горе ставили куклу (чучело) Масленицы. Вторник — заигрыши, потому что и взрослые, и дети играли в разные игры, катались на санях с гор, парни присматривали себе невест, получали приглашение на блины. Среда — лакомка. В этот день хозяйки пекли блины с разными вкусными приправами. Четверг — самый большой праздник на масленичной неделе, который назывался «широкая Масленица». В пятницу ходили на блины к тёще, а в субботу навещали сестёр мужа. Воскресенье — Прощёный день. В этот день люди ходили друг к другу в гости и просили прощения у родных, соседей и друзей, если случайно обидели кого-то в течение года. Эта традиция живёт и в наши дни. В воскресенье вечером чучело (куклу) Масленицы сжигали на большом костре, а пепел разбрасывали по полям, чтобы дать силу будущему урожаю. Люди считали, что зима закончилась и пришла весна.
А после широкой Масленицы у христиан начинался строгий Великий пост. 7 недель теперь нельзя будет есть ни мяса, ни рыбы, ни масла. Проходят века, но в России по-прежнему любят и встречают Масленицу блинами. Конечно, сейчас этот праздник не продолжается целую неделю, но, как и раньше, люди празднуют субботу и воскресенье на масленичной неделе. Они обязательно просят прощения за все обиды у родных и друзей в Прощёное воскресенье.
Когда русские приглашают вас на блины, соглашайтесь и идите в гости. Но попробовать блины на масленичной неделе можно не только в гостях, но и в кафе или в ресторане, а также на улице, в любом большом парке, на рынке или на ярмарке. Побывайте на этом празднике, и вы поймёте смысл русской поговорки: «Не житьё, а Масленица!» Есть и другая пословица у русских: «Не всё коту масленица!» — так говорят, когда после незаслуженно хорошей жизни приходят трудные времена.
Я родилась в Москве. Мой отец инженер, а мать работала бухгалтером. Меня с детства приучили к чтению, правда, потом ругали, что я читаю по ночам. Самым моим любимым занятием в детстве была игра в учительницу: я преподавала своим куклам. После школы я поступила в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, на филологический факультет, на отделение английского языка. Это был самый счастливый день в моей жизни.
После университета я преподавала английский язык на курсах, для взрослых, но эта работа не очень нравилась мне, и я начала работать переводчиком в конструкторское бюро. Это было совсем скучно, и я решила пойти преподавать английский язык в школу. Только там я почувствовала себя на своём месте.
Два раза я была замужем и два раза разводилась. Мне не удалось в жизни встретить человека более сильного, чем я. Характер у меня сильный, но тяжёлый. Многое в людях мне не нравится, но это не относится к детям. Детей я очень люблю. В школе, когда я утром слышу сто раз: «Здравствуйте, Татьяна Леонидовна!» — слышу звонок, а потом шум класса, у меня улучшается настроение.
Как я уже сказала, я преподаю английский. Но преподавание языка для меня не главное. Главное — воспитание детей, их общее образование. Моя задача — показать детям наш огромный мир. Мне нравится ездить со школьниками на экскурсии в разные города и страны, ходить с ними в театры, музеи, на выставки. Недавно мы путешествовали по Подмосковью. Какие красивые места! Какая природа! Иногда какой-нибудь ученик говорит: «Я на экскурсию не пойду». А я ему говорю: «Нет, обязательно пойдёшь, будешь смотреть и думать». Я люблю, чтобы всё было по-моему, и часто говорю детям: «Я — за диктатуру». Они смеются. По школьным правилам, один раз в месяц мы должны проводить классные собрания. Мы их проводим, но в эти часы я читаю детям хорошую английскую литературу, потому что многие из них не знают писателя Ч. Диккенса, не читали «Джейн Эйр», «Алису в стране чудес». Они говорят, что видели мультик про Алису, поэтому читать это произведение не нужно. Но я им читаю, а они внимательно слушают.
В обычной жизни я борюсь с детским меркантилизмом. Что это такое? Объясняю. Очень часто сейчас у детей деньги на первом месте. Я пытаюсь объяснить им, что не в деньгах счастье. «Да, — соглашаются они, — не в деньгах счастье, но счастье в количестве денег. Чем больше денег, тем больше счастья». Так, к сожалению, считают многие школьники. Я рассказываю им, что раньше богатые люди делали много добрых дел для простых бедных людей, для России. Они были настоящими патриотами: отдавали всё для благополучия своей родины. Я хочу показать детям, что мы, русские, очень хорошие люди. А они мне про Америку говорят! Ну как воспитать в них любовь к родине, к нашей несчастной, но такой прекрасной России?!
Но вообще я не могу сказать о своих учениках ничего плохого. Они хорошие, добрые ребята. Скоро в нашей школе будет праздник. Он называется «Последний звонок». Последний звонок для тех, кто заканчивает школу. У меня в этом году выпускной класс. Что это значит? В этом году, в июле, мои ученики окончат школу и получат аттестат о среднем образовании. Семь лет назад я начала учить этих детей, стала у них классным руководителем —руководителем класса. Я взяла их, когда они окончили начальную школу, четвёртый класс, и была с ними до окончания школы. У меня уже было несколько таких классов, то есть несколько раз я был классным руководителем.
Мне нравятся мои первые ученики, которым сейчас 40 лет. Они окончили школу до перестройки и почти все закончили институты и университеты. Мне легко и интересно с ними общаться и поддерживать контакты. Мы близки с ними по интересам, по характеру. Те ученики, кому сейчас 30 лет, учились во время перестройки. Они стали в основном бизнесменами. У них есть деньги, свои машины, дома, дачи, они открыли магазины. Но, к сожалению, искусство, книги, музыка их не интересуют.
Выпускники этого года, к счастью, совсем другие. Я рада, что у них опять появился интерес к русской истории и к русской культуре. Значит, моя работа была не напрасна. Значит, я не напрасно учила их семь лет, не напрасно отдавала им свои знания, душу и сердце.
Музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского знают все. Во всём мире любители музыки восхищаются его операми, балетами и симфоническими произведениями. П.И. Чайковский — один из величайших композиторов мира. С 1958 года в России в Москве каждые два года проводится Международный конкурс музыкантов, который носит его имя.
П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года в небольшом городе Воткинске на Урале, где его отец работал горным инженером на заводе. По вечерам в доме собирались его коллеги и друзья, которые очень любили музыку. Отец П.И. Чайковского играл на флейте, а мама пела. Музыкальные способности мальчика проявились очень рано. Маленький Пётр уже с пяти лет любил «фантазировать» на рояле. Потом Пётр Ильич говорил, что сочинять он стал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки в детстве он слышал везде, даже когда было тихо. Из воспоминаний П.И. Чайковского о своём детстве известно, как однажды вечером гувернантка увидела его в слезах. «О, эта музыка!.. Она у меня здесь, здесь, — кричал и плакал будущий композитор, показывая на голову, — она не даёт мне покоя».
Однако родители хотели, чтобы их сын стал юристом. И после окончания гимназии его отдали учиться в Петербургское училище правоведения, которое он окончил в 1859 году. Получив диплом юриста, он начал работать в Министерстве юстиции. Но в 1862 году П.И. Чайковский ушёл со службы и поступил в Петербургскую консерваторию, где начал учиться сочинять музыку. За три года П.И. Чайковский прошёл весь курс и окончил консерваторию с золотой медалью, а в 1866 году он переехал в Москву, где стал преподавателем Московской консерватории. П.И. Чайковский преподавал в консерватории и писал музыку.
Уже в это время появилось несколько произведений, которые принесли Чайковскому известность. В музыкальном мире о нём стали говорить как о самом большом музыкальном таланте современной России. В том же году П.И. Чайковский начал писать свою первую симфонию «Зимние грёзы», премьера которой состоялась в 1868 году. Успех был фантастическим. В этом произведении он показал себя гениальным последователем русского композитора М.И. Глинки, развивавшего русские национальные традиции в музыке.
В 1868 году П.И. Чайковский впервые услышал в театре известную итальянскую певицу Дезире Арто, приехавшую в Москву на гастроли. Она произвела на него сильное впечатление. И Пётр Ильич первый раз в жизни страстно влюбился. Он посвящал этой женщине свои новые произведения. П.И. Чайковский даже предложил Арто стать его женой, и она приняла его предложение. Однако друзья композитора были против этого брака: они боялись, что Пётр Ильич перестанет заниматься музыкой, а будет только ездить с женой по всему миру, где она будет выступать. Они прекрасно понимали, что эта знаменитая певица никогда не согласится жить в России. Неизвестно, что стало причиной неожиданного решения Арто, но через некоторое время она отказалась от предложения П.И. Чайковского и вышла замуж за испанского певца. Только большая и напряжённая работа помогла композитору пережить эту личную трагедию.
Весной 1875 года П.И. Чайковский начал работать над балетом «Лебединое озеро», премьера которого состоялась в Москве, в Большом театре, 29 февраля 1877 года. «Лебединое озеро» критики называли «симфонией в балете», так как этот балет отличался прекрасным сочетанием танца и музыки. Одновременно с работой над балетом композитор начал писать цикл пьес для фортепиано, который назывался «Времена года».
В это время в творчестве П.И. Чайковского появляются грустные мотивы. По словам композитора, работа в консерватории отнимала у него «самое драгоценное в жизни»: время для собственного творчества. Он хотел свободы, чтобы полностью посвятить себя музыке. Для этого надо было уходить из консерватории, но без работы у него не было денег на жизнь. П.И. Чайковский писал друзьям: «Мне кажется, что я… начинаю повторять себя… Неужели дальше я не пойду?..»
Композитор решил изменить свою жизнь и неожиданно для всех женился на женщине, которая была ему чужой и по характеру, и по интересам. Его жена не только не понимала его, но и мешала ему работать.
В 1877 году в тяжёлом психическом состоянии Чайковский уехал от жены за границу. Но, несмотря на душевный кризис, в этом году он много работал и создал два знаменитых сочинения: Четвёртую симфонию и оперу
«Евгений Онегин».
В 1878 году композитор решил ещё одну важную проблему. После 12 лет преподавательской работы он ушёл из консерватории. Это решение он принял по совету Надежды фон Мекк, «своего лучшего друга», как он всегда говорил о ней. Их необычную дружбу называли романом в письмах. Они никогда не видели друг друга и много лет общались только в письмах.
Надежда фон Мекк, вдова-миллионерша, очень любила творчество П.И. Чайковского. В своих письмах к фон Мекк Пётр Ильич рассказывал о себе, о своём творчестве, обо всём, что волновало его. Надежда фон Мекк так любила музыку П.И. Чайковского, так понимала его проблемы, что решила помогать ему деньгами. Теперь композитор не только сочинял музыку, но и много путешествовал, долго жил за границей. Его творческие интересы стали разнообразнее, ещё более выросло его мастерство. В этот период он написал много известных музыкальных произведений. Имя П.И. Чайковского стало известным во всём мире. В 1893 году он с огромным успехом выступал в США, в Англии, в Кембриджском университете, где сам исполнял свои произведения.
Между выступлениями и путешествиями П.И. Чайковский часто бывал в Москве. Он проводил много времени в подмосковном городе Клин. Там были написаны его лучшие произведения последних лет, среди которых были симфонии, оперы, балеты, романсы. В конце жизни П.И. Чайковский сам начал дирижировать. Он дирижировал оркестром, когда впервые в Петербурге исполняли его Шестую симфонию. А через несколько дней, 25 октября 1893 года, он неожиданно умер.
П.И. Чайковский оставил после себя огромное музыкальное наследие, которое стало частью мировой культуры.
Новый год — один из самых любимых и весёлых праздников во всём мире, но в разных странах люди отмечают (празднуют) его по-разному и в разное время.
Как это было раньше, в старину?
Например, древние греки праздновали Новый год после 21 июня, когда на небе появлялась новая, молодая луна. В Древнем Риме Новый год начинался 1 марта. Почти во всей Европе в Средние века начало нового года было 25 марта.
А как и когда люди отмечают Новый год в разных странах сейчас? Большинство жителей христианских стран празднуют Новый год 1 января. Китайцы отмечают этот праздник два раза в год. Первый раз — 1 января, как европейцы, американцы и многие другие, а второй раз — в день Нового года по китайскому лунному календарю, а это может быть любой день между 23 января и 19 февраля.
Корейцы празднуют Новый год три первых дня в январе. В Индонезии тоже два праздника. Один — 1 января, второй — исламский Новый год, его дата каждый год меняется. Иран празднует Новый год 21 марта. Разные религиозные группы в Индии встречают Новый год в разное время.
А что же в России?
До Петра I в России Новый год праздновали не в морозные дни января, а в сентябре, когда крестьяне собирали урожай. Но Пётр I решил сделать всё, как в Европе, и приказал «не дурить людям головы» и встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Это он, царь-реформатор, ввёл новые традиции: поздравлять друг друга с Новым годом, желать друг другу здоровья, счастья, благополучия, дарить подарки, украшать ёлки, играть с детьми в зимние игры, а взрослым запретил драться и быть пьяными в этот день, так как «на это и других дней хватает» (так было написано в указе (законе) Петра). Первый праздник, когда в России люди встречали Новый год по европейской традиции, — а это был 1700 год — прошёл под личным руководством царя, с красивым фейерверком.
И ещё одна традиция родилась в то время: обязательно в полночь 31 декабря быть всем членам семьи вместе за одним столом. Эти традиции живут в России уже более 300 лет.
У русских существовало много интересных обычаев, связанных с этим праздником. Например, в Новый год хозяйки готовили много вкусной еды, чтобы весь год семья жила сытно, а не голодала. Перед Новым годом люди заканчивали все свои дела, и 1 января никто не занимался тяжёлой и грязной работой, потому что считали, что если работать в этот день, то весь год люди будут много трудиться и не будут отдыхать. Вечером 31 декабря и весь следующий день люди надевали новую одежду и даже несколько раз переодевались, чтобы весь год были обновы, новые вещи. Была ещё одна интересная традиция: в Новый год, 31 декабря и 1 января, не нужно было отдавать долги, чтобы весь год не отдавать свои деньги другим людям. Это нужно было сделать до праздника. Люди считали, что если первый день Нового года был весёлый и счастливый, то и весь год будет такой. Обычно девушки на Святки гадали. Они думали, что гадание в это время будет самым верным, правильным. Было много разных гаданий, но большинство из них было о замужестве, о женихе.
В России есть ещё один любимый праздник. Он называется «старый Новый год». Что это? Парадокс? Нет, в этот день, 14 января, русская православная церковь празднует Новый год по старому, юлианскому календарю. В нашей стране это обычный рабочий день. В этот день все люди работают, но настроение у всех праздничное. Для русских это ещё одна причина собраться всем вместе в семье или с друзьями за столом. «Приходите к нам на старый Новый год», — эти слова часто можно услышать в первые две недели января.
Но, конечно, главный христианский праздник — Рождество, день рождения Иисуса Христа. В католической церкви его празднуют 25 декабря, а в православной — 7 января. В этот день люди украшают церкви и дома, ходят в гости к родственникам и друзьям, принимают гостей у себя, поздравляют друг друга с праздниками, дарят друг другу подарки, готовят традиционные рождественские блюда. Чаще всего это гусь. В день накануне Рождества православные ничего не едят до самого вечера, потому что это последний день православного поста, который продолжался сорок дней. Люди ждут, когда на небе появится первая звезда, которая символизирует рождение Иисуса Христа.
После Рождества в России начинаются Святки, или святые вечера, которые продолжаются до 19 января, до большого церковного праздника — Крещения. Святки — это период, когда вспоминают древние обычаи и традиции. Например, люди надевают маскарадные костюмы, маски, чтобы испугать и прогнать злых духов.
Святки — это весёлые игры, песни и, конечно, встречи с родственниками и друзьями. В этот день дети собираются вместе и ходят в гости к соседям, знакомым и незнакомым людям, поют там песни, танцуют, а взрослые дарят им конфеты, печенье, орехи, подарки. И, конечно, тот, кто хочет узнать о своём будущем, на Святки тоже гадает.
Среди учёных ходит одна легенда, хотя этот случай произошёл на самом деле. Однажды к известному русскому учёному-физику академику Абраму Фёдоровичу Иоффе пришёл совсем молодой человек и предложил ему ещё раз внимательно ознакомиться с результатами своих последних научных исследований. Внимательно всё проверив, Абрам Фёдорович понял, что он, знаменитый физик, сделал в своём исследовании ошибку, а юный коллега нашёл её и исправил. Поэтому нужно было исследовать всё сначала. Знаменитый учёный и юноша так и сделали. С этого момента опытный физик А.Ф. Иоффе и молодой человек, которого звали Анатолий Александров, начали работать вместе. Так началась блестящая научная карьера Анатолия Петровича Александрова.
Одним из самых важных и напряжённых этапов его жизни можно назвать 1936–1942 годы, когда А.П. Александров возглавил работы по противоминной защите морских кораблей. Благодаря его научным исследованиям во время Второй мировой войны были спасены многие корабли и жизнь многих тысяч людей.
Долгие годы учёный занимался исследованием ядерной энергии. В 1960 году, после смерти известного советского физика-ядерщика академика И.В. Курчатова, «отца» советской атомной бомбы, А.П. Александров возглавил Институт атомной энергии и почти тридцать лет был научным руководителем программ по разработке и строительству ядерных реакторов. Люди, близко знавшие А.П. Александрова, говорили, что Чернобыльская катастрофа стала для него личной трагедией. Учёный считал, что он тоже виноват в том, что произошло на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году.
Вот что рассказывали об А.П. Александрове его коллеги и друзья. Например, академик К. Фролов вспоминал: «Анатолий Петрович всегда был
очень работоспособным человеком. Много лет он являлся членом Российской академии наук, но даже в старости он не пропускал ни одного
собрания, которые проходили в Академии наук. Выступления Анатолия Петровича на конференциях, на защитах диссертаций всегда были интересными, краткими, ясными. Он никогда не читал текст своего выступления, не говорил по бумажке».
Из других воспоминаний его коллег известно, что у А.П. Александрова были не только научные интересы. Например, в свободное время он с удовольствием ходил на рыбалку, часто охотился. Известный учёный очень увлекался музыкой и театром. Каждый год в его квартире дети, друзья и родственники играли в театр. Они ставили домашние спектакли. Костюмы для спектаклей готовили сами члены его семьи. Других «артистов» тоже всегда было много. Анатолий Петрович любил показывать свою семейную фотографию, на которой… больше сорока человек!
У него было четверо детей: три сына и дочь. Все они тоже стали учёными — два физика и два биолога. А вот внуков и правнуков у известного академика было около сорока. Среди них есть филологи, экономисты, бизнесмены — люди разных профессий.
Академик Ю.А. Осипьян вспоминал: «Анатолий Петрович был очень весёлым человеком, любил шутить. Каждую зиму он с сыном и внуками строил около дома большую ледяную гору, а когда собирались гости, среди которых были государственные деятели и известные учёные, А.П. Александров всех приглашал покататься с этой горы. Нужно было обязательно лечь и ехать с горы лёжа. Для этого всем гостям давали старую одежду. Если кто-то из гостей отказывался от этого развлечения, значит, он не мог стать своим человеком в доме А.П. Александрова. Вот такой особый тест для гостей был у академика».
Вообще у А.П. Александрова было прекрасное чувство юмора. Например, когда кто-нибудь шутил над его большой, гладкой, лысой головой, почти как у Фантомаса, героя известной французской кинокомедии, он смеялся громче всех.
Вы, наверное, любите ходить в кино. Мой друг Алексей тоже очень любит смотреть фильмы, особенно страшные. Его любимый фильм — «Вампир в городе», и вы поймёте почему, когда узнаете об одной истории, которая случилась с ним летом.
Его небольшая семья — он сам, жена, сын и дочь — живёт недалеко от Москвы в небольшом старинном городке. Однажды его жена и дочь уехали отдыхать на всё лето в деревню к бабушке, а он с сыном остался дома. Через несколько дней после отъезда жены и дочери сын Алексея должен был поехать вместе с учителем по истории на экскурсию по древним городам России. Поезд уходил в понедельник в 10 часов утра из Москвы, с Киевского вокзала, поэтому они с сыном встали рано утром и поехали в Москву, чтобы не опоздать на поезд. Они приехали вовремя. Сын попрощался с отцом и сел в поезд. Отец помахал сыну рукой и, когда поезд отошёл от станции, пошёл гулять по городу. Мой друг очень любит Москву. Когда он приезжает сюда, он всегда гуляет по улицам и проспектам, отдыхает в парках, посещает выставки и музеи, ходит в театры.
Так было и в этот раз. Алексей немного погулял по центру Москвы и пришёл в Лаврушинский переулок. Там находится известный музей «Третьяковская галерея», и ему, конечно, захотелось ещё раз посмотреть картины художников, которые все русские знают с детства. Все картины были прекрасные, и он долго ходил по музею. Когда Алексей вышел из галереи, был уже вечер. Он вернулся на поезде из Москвы в свой маленький городок, медленно дошёл до дома, поднялся на свой последний этаж, достал ключ и уже хотел открыть дверь, но вдруг, к своему ужасу, заметил, что дверь не закрыта. Сначала он подумал, что утром, когда они с сыном поехали в Москву на вокзал, они так спешили, что забыли закрыть дверь.
Но потом он точно вспомнил, что, перед тем как спуститься с лестницы, его сын напомнил ему ещё раз посмотреть, закрыл ли он дверь на ключ. И она действительно была закрыта. Алексей толкнул её, но она почему-то не открывалась. Тогда он толкнул её ещё раз сильнее. Казалось, что кто-то держит её изнутри. Алексей со всей силы толкнул дверь, и она наконец открылась. Оказалось, что у двери лежали тяжёлые гантели сына и мешали открыть дверь.
Когда Алексей вошёл в квартиру, то неожиданно увидел длинную верёвку, которая была привязана к лампе на потолке. На конце верёвки была записка, в которой кривыми буквами было написано: «Жди! Сегодня ночью я приду за тобой». В конце записки стояла подпись известного героя фильмов ужасов: «Вампир». Но это было не всё. На кухне, куда мой друг вошёл, чтобы выпить стакан воды, он увидел на столе ещё одну записку: «Я всегда за тобой слежу. Тебе от меня никуда не уйти. Я найду тебя везде и всегда. Вампир». Это было уже слишком. Сначала Алексей решил, что кто-то хочет подшутить над ним. Но кто? Ведь никого не было дома: жена и дети уехали. «Может быть, кто-то спрятался в квартире?» — подумал Алексей и внимательно осмотрел все комнаты, но никого не нашёл.
Потом он перечитал записки ещё раз, и ему стало страшно. Тогда он позвонил в полицию и рассказал, что произошло. Полицейский выслушал рассказ Алексея и сказал ему, чтобы он не волновался. Он сказал, что скоро приедет к нему домой, и попросил Алексея никуда не уходить из квартиры.
Через полчаса полицейский приехал. Войдя в квартиру, он внимательно осмотрел её, прочитал записки и спросил, живут ли в этой квартире дети и если живут, то сколько им лет. Мой друг ответил, что здесь живут его дети: дочь и сын, но сейчас их нет дома, потому что они уехали отдыхать. Он сказал, что его дочери 15 лет, а сыну недавно исполнилось 19 лет. Тогда полицейский попросил Алексея принести ему школьные тетради детей. Когда он взял тетради и сравнил их с записками, то почему-то засмеялся и потом сказал: «Я уверен, что это сделал ваш сын».
Через неделю сын Алексея вернулся домой после экскурсии. Увидев сына, отец спросил его, зачем он написал эти страшные записки. И вот что сын рассказал отцу. После того как они попрощались в Москве на вокзале, мальчик поехал в поезде на экскурсию по старинным городам. Но первым городом, который они должны были посетить, был их маленький городок, где Алексей живёт со своей семьёй. Все ребята пошли на экскурсию по городу с экскурсоводом, а сын Алексея решил поехать домой, потому что он прекрасно знал свой город и всё самое интересное в нём он уже видел. Ему было скучно одному в квартире, и он решил пошутить над своим папой. Но как? Сын очень любил смотреть фильмы про вампиров. А отцу, наоборот, эти фильмы не нравились. Чтобы испугать отца, мальчик быстро написал страшные записки, специально не закрыл дверь и пошёл на вокзал. Остальное вы уже знаете. Теперь Вампир стал любимым киногероем Алексея.