ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗЛАТОУСТ"
Екатеринбург — четвёртый по численности город России. Он лежит на границе двух частей света, Европы и Азии, и благодаря своему географическому расположению носит гордое звание столицы Урала.
С месторасположением Екатеринбургу действительно повезло. Через город проходит основная магистраль из Центральной России в Сибирь, самая длинная железная дорога в мире — знаменитый Транссиб. Как известно, дороги и промышленность всегда идут рука об руку. Город, возникший по указу Петра I как «железоделательный» завод-крепость, быстро вырос в крупнейший промышленный центр страны.
Это родной город первого президента России и место, где погибла семья последнего российского императора. Город является крупнейшим центром оборонной промышленности, поэтому ещё недавно въезд в город был закрыт для иностранных граждан, теперь же Екатеринбург ярок и самобытен. В нём располагаются десятки дипломатических миссий, он принимает у себя саммиты, форумы и фестивали.
Свой 275-ый юбилей город отметил установкой памятника отцам-основателям — Василию Николаевичу Татищеву и Вильгельму де Геннину. Татищев первым приехал на Урал в 1720 году. Указом Петра I на него было возложено управление уральской горнозаводской промышленностью.
На берегу реки Исеть Татищев выбрал место для металлургического завода-крепости и даже, не дожидаясь разрешения из Петербурга, собирался приступить к его строительству. Но вскоре, во многом из-за конфликта с уральским промышленником Демидовым, Татищева отстранили от руководства горными делами Урала.
Чтобы разобраться в ситуации, в 1722 году сюда был послан
генерал-майор Вильгельм де Геннин. Приняв сторону Татищева, он на выбранном им месте начал строительство металлургического завода по производству меди и железа. Пуск завода состоялся 7 (18) ноября 1723 года. Эта дата и стала днём основания нового города, который по инициативе де Геннина был назван Екатеринбургом в честь императрицы Екатерины I, жены Петра I. На это он письменно испросил разрешения у самой императрицы.
Татищев и де Геннин в жизни недолюбливали друг друга. Теперь же, отлитые в бронзе, они стоят вместе на высоком гранитном постаменте. Скульптор Пётр Чусовитин изобразил их похожими друг на друга, хотя в жизни они отличались даже ростом. Впрочем, отличие всё же есть. Татищев изображён в парике с непокрытой головой, де Геннин — в треуголке.
Сегодня Екатеринбург входит в пятёрку самых привлекательных для бизнеса городов России, это третий город страны по количеству жителей-миллиардеров. Столица Урала — один из главных мегаполисов России, огромный транспортный узел, резиденция президента в Уральском округе, город деловых и торговых центров, небоскрёбов, хороших отелей, театров, музеев, модных ночных клубов и красивой старинной архитектуры, гармонично вписывающейся в современный облик Екатеринбурга в стиле хайтек. В начале ХХI века комиссия ЮНЕСКО включила Екатеринбург в число двенадцати идеальных городов мира. Он, кроме того, входит в пятёрку самых популярных туристических центров. Согласитесь, поездка сюда просто не может оказаться неинтересной!
По материалам экспресс-гида «Екатеринбург»
(М.: Эксмо, 2016. Текст Д. Кулькова)-
Сегодня урбанистика (наука о разных городских системах) — модная тема, нередко слышны споры об общественных пространствах. Впрочем, разговоров пока намного больше, чем дел.
При этом ситуация, сложившаяся в России, в частности в Москве, по многим параметрам не имеет аналогов. Например, за-дачу трансформации самого холодного на планете мегаполиса в комфортный город в мире никто не решал.
Одна из самых обсуждаемых идей сегодняшнего дня — переход от микрорайонной застройки к квартальной. Микрорайон был основной формой застройки в Советском Союзе с 1960-х годов. Живучесть этой формы представляет собой поразительный феномен: микрорайон благополучно дожил до сегодняшнего дня.
Когда говорят о достоинствах квартала, обычно делается акцент на следующем. Улицы становятся общественным пространством с расположенными на первых этажах магазинами, кафе и т.д. На контрасте — объекты точечной застройки обычно окружаются заборами, не давая городу общественных пространств.
В кварталах создаются уютные дворы, где могут в безопасности гулять дети. Кварталы значительно меньше микрорайона, за счёт чего застройка воспринимается как более близкая человеку. Плюс обеспечивается большая транспортная проницаемость города. В общем, в идеале квартальная застройка должна быть похожа на западноевропейский город.
Но, во-первых, вряд ли есть смысл возводить квартал в однозначно высший тип застройки. В зависимости от задач и условий можно применять и высокоплотную малоэтажную <…> застройку, и высотные башни. В некоторых случаях уместна и точечная застройка.
Дискуссия о том, каким быть современному городу, идёт во
всём мире. Если поговорить с голландскими или финскими архитекторами, то они бы усомнились в однозначных преимуществах квартала. В финских городах, например, нет квартальной регулировки, но есть фантастического качества среда, — заметил на обсуждении идеи квартала руководитель одной из архитектурных школ Евгений Асс. Во-вторых, пока неясно, в каких случаях квартал оптимален.
Как один из возможных типов застройки квартал очень хорош. Но вряд ли имеет смысл считать его единственно правильным. Город должен быть собранием разных типов застройки.
В конкуренции форматов могло бы родиться что-то интересное.
По материалам журнала «Эксперт»
Проживать обычный день было всё труднее. Совсем не было
сил. Подруга Майка, бывший доктор, не уставала давать советы… Майка и врача откопала… Выглядел он как типичный доктор: чистенький, в модных очках… Кира посмотрела на него и усмехнулась.
Она вдруг начала рассказывать ему всю свою жизнь. Врач внимательно слушал. Часа полтора она вытряхивала практически всё — начиная от болезни мамы до её кончины, девятилетний роман с Андреем, только в самом начале радостный и лёгкий, а потом… Потом набирали обороты обида и взаимные претензии.
И — финал истории — женитьба Андрея. Что, впрочем, было предсказуемо. <…> А потом про отца — самая трудная часть Кириного монолога. Говорила она и про невозможный характер отца и его непомерный эгоизм, как с ним всю жизнь мучилась Кирина мать.
Доктор молчал… Потом тяжело вздохнул и объяснил Кире ситуацию. Да, Майка была права: и нервное истощение, и депрессия… Но главная причина заключалась в отце.
— Он не даёт вам строить свою жизнь. <…> Не измените —погибнете. Срочно нужен отпуск — лучше санаторий…
Кира поблагодарила и вышла из кабинета… Доктор, прав… Нужно восстанавливать силы… Но как быть с отцом? С работы позвонила Майке.
— Ну вот видишь! — торжествующе сказала подруга… — Бери путёвку и уматывай!
— А отец?
— Что-нибудь придумаем.
И придумала. Позвонила на следующий день и сказала, что есть хорошая женщина, Елена Ивановна. Майка обещала ей позвонить.
Кира решила, что поедет в Литву. Она взяла отпуск на две недели. С Еленой Ивановной договорились, что она будет приезжать через день — готовить и прибирать. Отцу она сказала, что уезжает, за два дня до отъезда. Сначала он смотрел на дочь непонимающе, потом начал кричать, что никакую чужую бабу в дом не пустит… Два последних дня отец с ней не разговаривал.
….Она гуляла по опустевшим улицам, заходила в кафешки…
«Как неправильно я живу!» — думала Кира.
До отъезда оставалось четыре дня. Кира вышла на улицу и набрала домашний номер.
— Как ты, пап? — спросила она.
— А ты? Не надоело развлекаться? Ну ладно, всё…
Кира захлопнула крышку телефона. «Опять ни звука ни о моём здоровье, ни о том, когда я приезжаю»…
…В квартире громко играла музыка и вкусно пахло тестом. Из дверей кухни вышла Елена Ивановна…
— Кирочка! — смущённо сказала она. — С приездом!
— А где папа? — спросила Кира.
— А Борис Ильич за капустой пошёл.
Минут через двадцать хлопнула входная дверь и раздался громкий голос отца:
— Леночка! Я пришёл!
Кира вышла в прихожую.
— Ты? — удивился он. — А что не предупредила?
Отец выглядел растерянным …
На следующий день ей позвонила Елена Ивановна и попросила о встрече. Она долго болтала ни о чём. Потом вздохнула и сказала:
— Вот как оно бывает, Кирочка! Я ведь вдовею одиннадцать лет, детей бог не дал, не думала, не гадала…
Она замолчала. Кира сказала:
— Я всё понимаю. Правда, я вам не завидую. Характер у родителя — не приведи бог!
— Что вы, Кирочка, я так устала от одиночества!
Когда она вернулась с работы, увидела, что отец собирает вещи.
— Я твоего бывшего попросил помочь с переездом.
— Папа, как ты мог? — застонала Кира. — Я с ним не общаюсь столько лет… Совершенно посторонний человек. К тому же женатый.
— Почему посторонний? А насчёт «женат» — так он уже два
года в разводе!
На следующий день вечером Кира зашла в пустую квартиру.
Она включила телевизор, блаженно закрыла глаза — и задремала.
Разбудил Киру телефонный звонок. Его голос она узнала мгновенно.
— Ну, твоих я перевёз. Они довольны.
— Спасибо.
— Пустяки, — ответил он. — Ну что, до завтра?
— До завтра, — проговорила Кира.
Потом подошла к окну. В комнату ворвался шум улицы и запах снега. «Странно, — подумала Кира. — Только начало марта, а уже пахнет весной».
А чем пахнет весна? Мокрым снегом, дождём и сырыми ветками. И ещё весна пахнет надеждой.
По рассказу М. Метлицкой «Второе дыхание»
Старинная улица в центре Москвы носит имя одного из самых известных своих жителей — купца и благотворителя Алексея Бахрушина. Его дом, который и сейчас привлекает внимание своей незаурядной архитектурой, многие годы является местом, притягивающим любителей русского театра. В этом доме находится Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина.
Знаменитый особняк является самым крупным в Европе музеем театральных шедевров. Сегодня в фондах музея более полутора миллионов экспонатов. Это эскизы костюмов и декораций выдающихся художников, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актёров, редкие издания по театральному искусству и многое другое. Помимо многочисленных выставок и экскурсий, в музее проводятся встречи с известными артистами, а также лекции по истории театра с использованием уникальных материалов.
А.А. Бахрушин на деле доказал, что коллекционерами мирового масштаба и основателями музеев не рождаются, а становятся. Стартом для увлечения Алексея Александровича стал спор с купцом Купреяновым в 1890 году: кто из них за год сможет собрать больше предметов, относящихся к истории русского театра. Выиграв пари, Бахрушин продолжал заниматься этой темой до конца своих дней, став основателем театрального музея.
До появления музея Бахрушин был, скорее, любителем, в его увлечении не было ничего необычного: коллекционирование и собирательство были вполне рядовыми занятиями для людей его круга. В поисках новых предметов Алексей Бахрушин не раз совершал путешествия по России, из которых привозил произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Со временем в круг интересов Алексея Александровича вошёл и зарубежный театр. Его коллекция пополнялась благодаря поездкам за границу: в начале XX века он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра.
Свой музей Алексей Бахрушин называл литературно-театральным. В его собрании выделялись три раздела — литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе собраны редкие издания пьес А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, дневники известных деятелей культуры. В драматическом разделе находятся декорации, афиши, портреты актёров и драматургов. Особую ценность представляли личные вещи прославленных актёров. Изюминка собрания — коллекция балетных туфелек. В этом разделе находилась и изумительная портретная галерея. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён
и народов.
25 ноября 1913 года коллекция была передана в дар Академии наук и стала Театральным музеем. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Несколько соседних зданий постройки XIX века по улице Бахрушина также переданы музею, поскольку его фонды продолжают пополняться. В наши дни работает одиннадцать филиалов, расположенных в домах и квартирах, в которых проживали известные театральные деятели.
По материалам сайта http://www.gctm.ru/history/
Достаньте альбом прошлого века и задумайтесь, хватит ли у
вас фотографий 2000–2020 годов, чтобы заполнить ещё один такой альбом. Вряд ли…
Первые фотоальбомы возникли в 1598 году. Поначалу в них вклеивали вырезки, а потом уже снимки. В 1854 году была запатентована визитная фотокарточка. Карточки дарили друг другу, хранили как память о человеке. Для их собирания издавались специальные книги с прорезями для фиксации карточек. В 1872 году американский писатель Марк Твен запатентовал свой «самостоятельно наполняемый» альбом. К началу ХХ века было уже около шестидесяти разновидностей таких альбомов, что принесло писателю сумму гораздо большую, чем та, что он получил за
все свои изданные книги.
Современные технологии поменяли наше отношение к фотопроцессу. Цифровая эпоха снабдила нас возможностью снимать всегда и везде. Но это же делает истории миллионов семей всё более бесплотными. Ни тебе уютных плюшевых альбомов, ни отснятой кем-то когда-то плёнки. Кануло в Лету и любимое таинство детства, известное многим: сидеть с отцом голова к голове в темноте ванной комнаты и смотреть не дыша, как в неярком красном свете проступает на бумаге прожитая совсем недавно жизнь…
Увы, семейные фотоархивы теперь чаще измеряются виртуальными гигабайтами, зачастую открытыми всем и каждому. Эта открытость, утверждают психологи, не только дань изменившимся технологиям.
— Наше общество стало чуть другим, — утверждает психолог Дмитрий Смыслов. — Мы стали частью общества рыночного типа, а задача членов такого общества — продать себя подороже. Если человек демонстрирует в онлайне, где он бывает, какую машину водит, что носит, это в некотором смысле повышает его цену. И ещё: если раньше фамильные фотоальбомы как бы скрепляли родственников в одном, закрытом для чужаков, пространстве, то сейчас в нашу внутреннюю историю вхож любой пользователь соцсети.
Неудивительно, что человек всё более склонен казаться, а не быть. Всё большую виртуальность личных архивов не приветствуют и историки. И это неудивительно, ведь самым надёжным хранителем информации специалисты по-прежнему считают бумагу. Лимитированное количество кадров заставляет фотографа ответственно подходить к съёмке, вдумываясь в каждый кадр, чувствовать ситуацию.
По материалам статьи Е. Головиной «Бесплотная материя»
…Выскочив из дома в чёрном свитере, я помчалась через двор — навстречу сбывшемуся счастью…
— Можно вас на минутку?
В нашем дворе жила семья каких-то восточных людей — не то персов, не то осетин, не то бухарских евреев. Отец семейства, щуплый человечек, работал экспедитором, развозил на машине мясо. Часто в обеденное время во дворе стояла его машина с синим фургоном. А матери в семействе не было, вот какая беда у них стряслась: мать умерла за три года до всей этой истории.
— Можно вас на минуточку? — ко мне, робко улыбаясь, подходил папа семейства. — Если вы не очень торопитесь…
— Да, пожалуйста, — я сложила на лице выражение приветственного внимания.
— Мы не знакомы, но мы об вас знаем… — торопливо заговорил он, всё так же робко улыбаясь. — Об вас во дворе хорошо говорят…
— Да? — вежливо удивилась я, не зная, что ещё сказать по этому поводу. Секунды уносились прочь. — Так… что же?
— Вы ведь закончили консерваторию? — радостно продолжал он.
Я затосковала.
— Ну… вообще-то… да… — промямлила я.
К тому времени прошёл год, как я рассталась с работой в консерватории и освободилась для занятий литературой. И эта долгожданная свобода казалась мне непозволительным счастьем,чем-то из ряда вон выходящим. <…> Я ещё не смела до конца поверить, что свободна, свободна… <…>
Маленький вежливый человечек напомнил о моей многолетней каторге… <…> и плечи мои содрогнулись…
Папа семейства опустил тяжёлую сумку с картошкой. <…>
— Я насчёт дочки… — продолжал он, разминая руки с багровыми следами от сумки. — Она такая способная, такая умница, Вы просто получите удовольствие!
— А-а, — поняла я, — вы хотите её музыке учить?
— Вы будете получать большое удовольствие, — просительно повторил он и торопливо добавил: — Цену сами назовите!
— К сожалению, я уже не связана с музыкой. Понимаете, совсем… — Я сделала огорчённо-вежливое лицо и даже руками развела. Потом взглянула на часы и беззвучно застонала.
— Как это — совсем? — он недоверчиво улыбнулся. — Ну, до-ми-соль какое-нибудь ещё помните?
— До-ми-соль помню, — уныло согласилась я, чувствуя, что втягиваюсь в какие-то нелепые объяснения, вместо того чтобы вежливо, но твёрдо отказать сразу.
— Мы очень хотим вас, — сказал он и вздохнул. — Об вас во дворе хорошо говорят. Вы будете получать от неё удовольствие, она такая способная, моя Карина!
— Знаете что, — предложила я, — давайте я созвонюсь с друзьями-музыкантами и подыщу для вашей Карины хорошего педагога.
— Мы только вас хотим, — грустно, но настойчиво возразил он. — Её покойная мать так мечтала об этом…
Я поняла, что погибла. <…>
У меня есть жёсткие правила, я умею отказывать. Я умею дорожить своим временем и оберегать его от посягательств ненужных мне людей. Необходимо только, чтобы люди эти были вполне благополучны. <…>
— Да, её покойная мать просто-таки мечтала, — сурово повторил папа семейства, — чтобы Карина научилась играть на инструменте. А цену назовите сами.
— При чём здесь деньги! — я ещё пыталась устоять, но это было уже бессмысленно. Есть понятия, которые своим святым значением действуют на мою жизнестойкость парализующее.
Девочка была сиротой, и бесполезным становилось дальнейшее препирательство, я уже знала, что займусь этим ненужным и бесконечно мучительным для меня делом — стану давать девочке уроки музыки.
— Ну хорошо, — уныло сказала я. — Посмотрим… Я зайду сегодня, попозже. Познакомлюсь с вашей девочкой.
Он вспыхнул от радости и заговорил быстро, сбивчиво и говорил ещё минут пять. А я вежливо кивала и от ненависти была близка к обмороку, если такая причина для обмороков существует. Я ненавидела его, свою будущую ученицу, свою тряпичность. Но больше всего я ненавидела своё музыкальное образование.
По рассказу Д. Рубиной «Уроки музыки»