ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЗЛАТОУСТ"
В Москве, в Кремле, есть большие музыкальные часы. Они находятся на Спасской башне Московского Кремля. Эти часы называются «куранты». Они очень большие, как трёхэтажный дом, музыку в этих часах играют десять колоколов.
В 1917 году кремлёвские куранты остановились, перестали звучать колокола. Часовой мастер Н.В. Беренс согласился отремонтировать часы. Он долго работал, и наконец ему удалось починить их. С тех пор часы идут абсолютно точно. В полночь и в полдень по московскому времени голос кремлёвских курантов можно слышать по радио.
Эти часы на Спасской башне Кремля называют главными часами России.
В Москве есть ещё одни интересные часы. Они находятся на здании Центрального театра кукол и играют музыку каждый час. А в 12 часов дня и в 12 часов ночи можно увидеть настоящий спектакль: из часов выходит петух, он громко поёт и машет крыльями. А потом открывается 12 окошек, и в них появляются герои сказок: серый волк, большой медведь, кот в сапогах… Несколько минут играет весёлая музыка. Но вот музыка кончается, животные уходят, окна закрываются.
Чтобы посмотреть этот спектакль, в полдень на улице перед сказочными часами собирается толпа людей. Здесь и совсем маленькие дети, которые пришли вместе с мамами и папами, и дети постарше, и даже взрослые, которые тоже когда-то были детьми…
Удивительные часы есть и в Петербурге. Двести лет назад жил в России замечательный мастер Иван Петрович Кулибин. Он сделал необычные часы. Они чуть больше, чем обыкновенное яйцо. Часы играют каждый час, полчаса и четверть часа, а в полдень и полночь наверху открываются дверцы и под музыку идёт маленький кукольный спектакль.
Часы Кулибина действуют и сейчас. Они находятся в Петербурге, в самом известном музее города — в Эрмитаже.
На берегу реки Яузы, напротив Кремля, находится древний Андроников монастырь — одно из самых интересных и замечательных мест Москвы. На территории этого монастыря можно увидеть самое старое здание Москвы, сохранившееся до наших дней, — Спасский собор.
Андроников монастырь хранит память об интересных событиях русской истории и об Андрее Рублёве — великом художнике XIV–XV веков. Андрей Рублёв был монахом Андроникова монастыря, участвовал в строительстве Спасского собора. Здесь он провёл последние годы своей жизни, здесь умер и здесь был похоронен.
В 1947 году, когда Москве исполнилось 800 лет, на территории монастыря был создан музей древнерусского искусства, который носит имя Рублёва. В залах музея хранится уникальная коллекция древнерусского искусства, широко известная как в нашей стране, так и во всём мире. В музее посетители могут по- знакомиться с московской школой живописи конца XV века, с известными во всём мире русскими иконами. Простые и строгие чувства, чистый внутренний мир человека — вот самые главные черты всей древнерусской живописи.
В музее можно также посмотреть и другие произведения искусства: резьбу по дереву и камню, старинные рукописи и книги. А тёплыми летними вечерами здесь проводятся концерты старинной русской музыки.
Трудно, почти невозможно вспомнить сейчас, когда у этой девочки появилась мечта стать дирижёром, диктовать своё понимание музыки оркестру.
По словам родных, она уже в четыре года, не умея ещё по- настоящему играть на фортепьяно, а только наблюдая за занятиями сестры, сказала: «Хочу играть с оркестром».
В восемь лет Вероника поступила в школу для одарённых детей при Бакинской консерватории. У неё было огромное, совсем не детское увлечение музыкой. Она могла часами сидеть за пианино и что-то играть.
В Петербурге, куда из Баку переехала семья Дударовых, Вероника продолжала занятия в музыкальном училище при Петербургской консерватории. Одновременно она начала работать: была пианисткой в кукольном театре, играла на фортепьяно в доме культуры.
Однажды она слушала концерт Бетховена. Вероника послед- ней ушла из концертного зала. Ей очень понравилась игра оркестра и дирижёр. Может быть, именно тогда она по-настоящему решила стать дирижёром.
И вот Московская консерватория, дирижёрский факультет. Первый экзамен — рояль — она сдала на пятёрку. Вторым экзаменом было дирижирование. Вероника в то время ещё плохо знала, что такое дирижирование. А экзамен принимали известные дирижёры столицы.
— Почему Вы решили стать дирижёром?
— Не очень люблю фортепьяно. Очень люблю оркестр! Вместо нового вопроса ей дали дирижёрскую палочку и попросили поруководить пианистами, играющими на двух роялях симфонию Моцарта. Вероника начала дирижировать, но уже через несколько минут опустила руки.
— Что случилось? Почему Вы остановились? — поинтересовались преподаватели.
— Они играют не так, как я хочу.
— А как бы Вы хотели, чтобы они играли?
Девушка напела начало симфонии. На этом экзамен закончился. Вероника была уверена, что не сдала экзамен. Она грустно шла по коридору.
— Почему Вы такая грустная? — спросил её декан дирижёр- ского факультета.
— А чему радоваться?
— Всё хорошо, не надо грустить: дирижёром Вы станете! И она стала дирижёром.
С тех пор прошло немало лет. Опыт, талант помогали Веронике Борисовне в работе. Успех композитора — это не только успех оркестра, это и успех дирижёра. Дирижёр передаёт оркестру своё понимание музыкального произведения.
«Когда каждый музыкант оркестра думает, что вы дирижируете только для него одного, — сказал однажды известному дирижёру Дударовой один из музыкантов, — значит, вы дирижируете хорошо».
Именно так и сейчас говорят об искусстве Вероники Дударовой музыканты Московского государственного симфонического оркестра.
«Я бываю счастлива только тогда, — говорила Вероника Борисовна, — когда чувствую, что оркестр не просто понимает меня, а когда он “дышит” вместе со мной, когда мы с ним — одно целое».
Олимпийские игры — это большой праздник спортсменов и любителей спорта всех стран. В город, который Международный олимпийский комитет выбирает столицей игр, приезжают спортсмены и болельщики со всего мира.
На открытии Олимпийских игр поднимается белый флаг с изображением символа Олимпиады — пяти колец голубого, чёрного, красного, жёлтого и зелёного цвета. Команда каждой страны выносит на стадион национальный флаг. На каждом флаге есть хотя бы один из этих цветов. Лучший спортсмен страны-хозяйки зажигает олимпийский огонь, который будет гореть до закрытия Олимпийских игр. Несколько часов продолжается праздник. Тысячи голубей поднимаются в небо. Голубь — это символ мира. Люди знают, что во время Олимпийских игр все войны прекращаются. Поэтому голубей можно увидеть на церемонии открытия Олимпийских игр.
После открытия игр спортсмены уходят со стадиона. На следующий день начинаются соревнования. Они продолжаются, как правило, две недели, в них всегда участвует много спортсменов.
«Главное — не победа, а участие» — основной принцип Олимпийских игр.
Этот праздник родился в Греции ещё в глубокой древности, и соревнования проходили регулярно до 394 года нашей эры. В 1896 году в Афинах снова собрались лучшие спортсмены многих стран мира. С тех пор Олимпийские игры проводятся регулярно — один раз в четыре года. Только в 1916, 1940 и 1944 годах они не проводились.
Олимпийские игры давно уже стали международным спортивным событием. Они проводятся в разных странах мира и с каждым годом становятся всё интереснее.
О балерине всегда трудно писать, потому что танец нужно прежде всего видеть. И всё же о балете пишут много.
Имя Нади Павловой любители балета впервые узнали в 1970 году, когда москвичи увидели маленькую балерину в юбилейном концерте в честь 25-летия основания Пермского балетного училища. Московские зрители, видевшие многих талантливых балерин, были приятно удивлены «маленьким чудом». Наде было всего 13 лет, она была ученицей четвёртого класса Пермского балетного училища.
Надя Павлова родилась в 1956 году в городе Чебоксары. Она была младшей в семье. Кроме неё в семье было ещё двое детей — брат и сестра. Отец Нади — врач, мать — воспитательница детского сада. Когда Наде ещё не было четырёх лет, она удивляла всех своими танцами. Уже тогда она имела успех у домашних зрителей. Все называли её балериной. Когда Надя поступила в школу, она с удовольствием продолжала танцевать, выступая в школьном театре. Вот на одном из таких концертов педагоги из Пермского балетного училища и нашли Надю и были поражены её талантом. Наде было десять лет, когда она начала учиться в балетном училище. Она училась хорошо, была необыкновенно трудолюбивой.
Очень рано Надя начала участвовать в балетных спектаклях училища. Она танцевала в таких балетах, как «Дон-Кихот», «Спящая красавица». Вместе с училищем она побывала на гастролях во многих городах страны.
И вот в 1972 году в 15 лет Надя Павлова — лауреат первой премии на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, а через год — лауреат Второго Международного конкурса артистов балета. На этом конкурсе Надя получила главный приз Большого театра — Гран-при — и Золотую медаль. Такое признание талан- та молодой балерины — явление не совсем обычное в истории балета.
В 1974 году Надя с отличием окончила балетное училище и начала работать в Пермском театре оперы и балета. А в 1975 году её пригласили в Большой театр. И хотя она пришла в Большой театр уже прекрасной балериной, ей нужно было много работать, готовить новые роли.
Первый спектакль Павловой на сцене Большого театра — «Жизель» — прошёл с большим успехом. Надежда Павлова стала солисткой Большого театра. С этого времени Павлова — известная балерина, её любят зрители не только в России, но и во всём мире.
Сейчас Надежда Павлова — опытный педагог. Многие её ученики стали известными артистами балета и танцуют в театрах разных стран.
Торжественное открытие Московской консерватории состоя- лось 1 сентября 1866 года. Первым её директором был Николай Григорьевич Рубинштейн, известный пианист и дирижёр, талантливый педагог и организатор. Он сумел пригласить на работу в консерваторию лучших российских и зарубежных музыкантов.
Среди первых преподавателей консерватории были такие известные всему миру композиторы и исполнители, как П.И. Чайковский, С.И. Танеев и другие.
Студентами консерватории в разные годы были С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, А.В. Нежданова, С.Я. Лемешев и многие- многие другие. Они принесли славу русскому музыкальному искусству.
В 1918 году консерватория стала государственным высшим учебным заведением. И занятия в консерватории даже в тяжёлые годы Гражданской войны не прекращались.
В ХХ веке из стен Московской консерватории вышло много талантливых музыкантов. Участие в международных конкурсах и последующие зарубежные гастроли принесли им всемирную славу. Прежде всего, это пианисты Лев Оборин, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер. Весь мир заговорил о великолепной исполнительской школе, которую создали выдающиеся профессора Московской консерватории.
В мае 1940 года консерватория вместе со всем народом от- метила столетие со дня рождения одного из своих первых преподавателей — гения русской музыки П.И. Чайковского. В дни торжеств правительство присвоило консерватории имя Петра Ильича Чайковского, много лет проработавшего в консерватории.
Здание Московской консерватории находится на Большой Никитской улице, в доме 13. Это одна из стариннейших улиц Москвы. Здесь, в самом центре Москвы, консерватория находится с осени 1871 года. Однако раньше здание было другим. Это первое здание было неудобным и слишком маленьким для консерватории. В 1889 году директором консерватории стал В.И. Сафонов — педагог, пианист, дирижёр, а также администратор с огромной энергией и трудолюбием. Главным делом его жизни стало строительство нового здания консерватории. На строительство здания были нужны огромные деньги и большой участок земли. Деньги были найдены, но не удалось получить участок земли для нового здания. Поэтому В.И. Сафонов принял решение: старое здание сломать, а на его месте построить но- вое. При постройке нового здания постарались оставить то не- многое, что можно было сохранить от старого.
Строительство шло быстрыми темпами. К осени 1897 года было закончено сооружение всех учебных аудиторий. 25 октября 1898 года состоялось открытие Малого зала Московской консерватории. А через три года открыли Большой зал. С открытием Большого зала были закончены все работы по строительству нового здания консерватории. ХХ век консерватория встретила в новом, специально построенном для неё здании.